Главная » Верую » Казни египетские

Казни египетские

Казни египетские

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ( Исх. 7-12 ).

Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы.

Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом.

Часть из них сохранились до наших дней.

Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного посредника между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением.

Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном.

Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился соперник. Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом.

Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле (Исход 9:16).

Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

  1. Превращение воды в кровь ( Исх. 7:20-21 )
  2. Нашествие жаб ( Исх. 8:6 )
  3. Нашествие мошек ( Исх. 8:17 )
  4. Наказание песьими мухами ( Исх. 8:24 )
  5. Мор скота ( Исх. 9:6 )
  6. Язвы и нарывы ( Исх. 9:10 )
  7. Гром, молнии и огненный град ( Исх. 9:23-24 )
  8. Нашествие саранчи ( Исх. 10:13-15 )
  9. Тьма ( Исх. 10:22 )
  10. Смерть первенцев ( Исх. 12:29 ).

Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

Псалом 77:41-51не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
Псалом 104:26-36 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.

Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.

Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета:
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, ожесточил сердце его ( Исх. 10:2 )? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения.

Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх. 7:13, 14, 23 – сердце фараона ожесточилось; Исх.8:15, 32; 9:35 ). Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие.

Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

Коментарий Новой Женевской Библии:
Ожесточу сердце фараона (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает сделаю твердым, чем жестоким. Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями.

Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле ( Исх. 8:19 ; Исх. 9:27 ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев.

В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

Сергей Худиев:
Ожесточение здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру.

Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах я ожесточу сердце фараона.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Псалтирь, Псалтырь

Псалтирь, Псалтырь Псалти́рь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον – название струнного музыкального инструмента, цсл. Ѱалти́рь) – ...

Прощёное воскресенье

Прощёное воскресенье Прощёное воскресе́нье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная). Называется так потому, ...

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье Обряд всеобщего прощения, которым завершается масленица и открывается Великий пост, заставляет даже неверующих ...

Протоиерей Георгий Флоровский

протоиерей Георгий Флоровский История русской религиозной мысли Труды на иностранных языках протоиерей Георгий Флоровский (28.08.1893–11.08.1979) ...

Противоречит ли Библия науке?

Противоречит ли Библия науке? Противоречит ли Библия науке? Как и в советские времена, сегодняшние атеисты ...

Противоположны ли наука и религия?

Противоположны ли наука и религия? Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о ...

Протестантская этика и православная аскетика

Протестантская этика и православная аскетика Протестантская этика и православная аскетика Российская реальность сегодня впервые за ...

Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание

Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание священник Димитрий Кулигин Оглавление 1. Понятие о проскомидии Проскомидией ...

Проповедь на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Проповедь на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла игумен Мелхиседек (Артюхин) Тропарь праздника, глас ...

Проповеди, Раздел 6 — читать, скачать — Антоний, митрополит Су́рожский

Поставление во чтеца Я хотел бы сказать сейчас несколько слов нашему новопоставленному чтецу, а также ...

Проповеди священника Георгия Чистякова, Православные проповеди

Проповеди священника Георгия Чистякова Не десять ли очистились? где же девять? – спрашивает Господь после ...

Проповеди cхиархимандрита Кирилла (Павлова), Православные проповеди

Проповеди cхиархимандрита Кирилла (Павлова) Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь, как нежная и ...

Промысл Божий или человеческая свобода?

Промысл Божий или человеческая свобода? Как соотносится Божественный промысл и человеческая свобода? Вопрос старый, как ...

Промысл Божий

Промысл Божий Про́мысл Бо́жий (слово промысел – относится к ремеслу; народный промысел, но промысл Божий) ...

Пролог Евангелия по Иоанну

Пролог Евангелия по Иоанну Про́логом Ева́нгелия от Иоа́нна названы первые 18 стихов его Евангелия. Они ...

Проклятье, которого не было

Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений В истории русской литературы нет, пожалуй, ...

Происхождение Корана

Происхождение Корана Оглавление (Ibn Warraq, род. 1946) – ученый пакистанского происхождения (родился в мусульманской семье ...

Происхождение и история церковного богослужебного пения

Происхождение и история церковного богослужебного пения Исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и ...

Прогулка протестанта по православному храму

Прогулка протестанта по православному храму И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие ...

Проблемы библейского перевода

Проблемы библейского перевода проф.-архим. Ианнуарий (Ивлиев) Этапы изучения Писания^ Работа с текстом Священного Писания, да ...

Проблема чуда и современное научное мировоззрение

Проблема чуда и современное научное мировоззрение Виктор Петрович Лега Без веры в чудо не может ...

Проблема зла

Проблема зла 1 Как совместить присутствие зла в мире с существованием Всемогущего и Благого Бога? ...

Присяга священника (ставленическая грамота, присяжный лист)

Присяга священника (ставленическая грамота, присяжный лист) Иеродиакон Константин (Островский) Указания для ставленников во иерея и ...

Приподнявший завесу времени

Приподнявший завесу времени И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если ...

Рейтинг@Mail.ru