Семья в современном обществе

Семья в современном обществеСемья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она находится в зависимости от общества, имеющегося политического строя, экономических, соц и религиозных отношений. И сразу семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Нрав брачных отношений зависит сначала от того, какие мотивы определили заключение данного супружеского союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего общественного бытия в значимой степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая соц группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя базу семьи составляет супружеская пара, но есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают малышей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей либо оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (совместно проживают предки и малыши) и расширенные (брачная пара, малыши, предки 1-го из супругов: дедушка, бабушка). Так, в сегодняшней семье мы лицезреем реликты прошедших вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества меняются брак и семья. Законодатели, спецы по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Таковой брак — добровольческий альянс меж мужиком и дамой, в каком обе стороны обязаны иметь однообразные права. Может быть, это будет в правовом государстве, о котором грезил еще Иммануил Кант. По этому поводу он гласил, что безупречное состояние общества — это правовое правительство и правовые межгосударственные дела, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царствовать и в каждой семье за счет соблюдения не только лишь нравственных, да и правовых норм.

Семья делает ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важными из их, по воззрению большинства профессионалов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

1-ая функция (репродуктивная) — это воспроизводство для себя схожих. Чтоб человечий род не закончил свое существование, общество не перевоплотился в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, нужно, чтоб в каждой русской семье было более 2-3 малышей. Социально-демографическая обстановка в Рф вызывает огромное опасение за ее будущее. Население не только лишь чертовски стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на для себя тяжелейший прессинг политических и экономических заморочек. Обнищание народа, резкое понижение уровня жизни, структурные процессы перестройки индустрии и связанное с этим принужденное высвобождение трудовых ресурсов, утраты в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды нынешней реальной жизни томным бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К дилеммам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранешние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы супружеский возраст составляет 28 лет, в Стране восходящего солнца — 30-33 года, то у нас планка понижается до 18 лет. Фактически до 24 лет юные люди — иждивенцы, а, на самом деле, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранешний брак, за редчайшим исключением не дает им возможность окончить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка средств, неувязка с жильем, ненужная беременность и роды — все это ухудшает неустойчивое положение юный семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: на данный момент половина юных семей распадается в 1-ый год жизни, две третьих — в 1-ые 5 лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона трудности рождаемости — внебрачные малыши. На данный момент каждый 3-ий ребенок в Рф рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — практически половина. Большая часть таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, потому что матери от их просто отрешаются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 годов назад рождение хворого малыша было исключением из правил, то на данный момент это исключение относится к здоровому ребенку. Вырастает патологический груз сначала прирожденная интеллектуальная отсталость.

В связи с нареченными и другими трудностями, практически 20% опрошенных супругов вообщем не хотят иметь малышей. В большинстве случаев это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция окутала практически 70 регионов Рф. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, в особенности матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы 1-го малыша, а даме — безработной и самой прожить на пособие по безработице фактически нереально. Практически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. В особенности в больших городках.

Управление верно осознает значимость и актуальность решения обозначенной трудности для современного русского общества. Потому помощь семье — одна из главных задач.

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть 1-ый вид общения” и важный элемент муниципального устройства, где счастливая жизнь должна строиться в согласовании с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых малышей, прописывающем пути воспитания будущих людей.

Но воспитательная роль семьи понижается. Предпосылки этого явления мы обозначили. Не считая того, понижение воспитательной роли семьи обосновано происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть хлопот лежит практически на даме, в том числе и воспитание малышей. В этом есть много и плюсов, и минусов. Нередко встречаются семьи, где малыши просто предоставлены улице, самим для себя либо стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., запамятывая об учебе в школе.

детоцентризм семьи выражается в лишнем обожании собственного чада, в особенности когда один ребенок. Из такового дитя почаще растет эгоист, не адаптированный к практической жизни человек;
профессионализм — предки перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В дальнейшем из такового малыша может вырасти прохладный юноша, чуждый ласк к родителям, старшим;
прагматизм — все воспитание ориентировано на формирование таких свойств, как уметь жить, созидать сначала вещественную выгоду.
Конкретные условия, сложившиеся в современной Рф, пропагандируемые духовные ценности, содействуют воспитанию такового типа личности. Насаждаемый индивидуализм может содействовать войне каждого против всех.

Очень пространна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает широкий диапазон семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация употребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации употребления и быта. В ней не только лишь удовлетворяются, но частично и формируются вещественные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Принципиальное значение для жизни каждого человека (огромного либо малеханького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтоб в семью “как в рай войти”. Спецы говорят, что отменная семья — это половина фуррора в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в критериях гонки за фаворитом. Америкосы не напрасно молвят, чтоб стоять на месте, нужно стремительно бежать. Бегут все. И чтоб каждый денек преодолевать эту марафонскую дистанцию, нужно быть в неплохой форме. Форма восстанавливается и поддерживается в неплохой семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, убежденности внутри себя, нужности близким сделать очень принципиальное для предприимчивого человека чувство психического комфорта, сохранить высочайший актуальный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. Тут мы выходим еще на один нюанс трудности — культуры домашней жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и в почти всех других, мы лицезреем если не регресс, то застой. Общая “варваризация” характеров очень болезненно сказалась на семье. Усилились нехорошие тенденции в ее функционировании. Вырастает число разводов, обездоленных малышей. В 2008 г. в Рф распалось около 950 тыщ семей. Более 700 тыщ малышей остались без 1-го из родителей. Обстоятельств тут очень много: и финансовая самостоятельность дам, и воздействие урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее воздействие на интенсификацию труда, в особенности связанного с конвейерным либо глубоко технологичным созданием, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного нрава.

Преобладание. Отношение к другому как к вещи либо средству заслуги собственных целей, игнорирование его интересов и целей. Открытое без маскировки, властное воздействие (от насилия, угнетения до навязывания).
Манипуляция. Рвение достигнуть собственного с оглядкой на производимое воспоминание. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
Соперничество. Допускает признание факта воздействия, но цели, обычно, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачками борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
Партнерство. Отношение к другому как к равному, с которым нужно считаться, строятся на договоре, представляющем из себя и средство объединения, и средство оказания давления.
Содружество. Отношение к другому как самоценности. Рвение к объединению, совместной деятельности для заслуги близких целей.
Чтоб семья была благополучной, поведение 1-го жена в его домашней роли не противоречило представлениям другого, представления о браке дамы и мужчины должны или быть, или стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация вероятного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация домашнего союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в собственных ожиданиях на: хозяйственно-бытовой альянс, т. е. от всей души считая, что главное в семье — отлично налаженный быт, высочайшие заработки, счет в банке, позволяющий вести отлично обеспеченную либо нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический альянс, желая отыскать верного друга и спутника жизни, отлично понимающего конкретно его (ее), способного быть рядом в радости и в неудаче, в труде; на семейно-родительский альянс, считая, что основная функция семьи — рождение и воспитание малышей; на интимно-личностный альянс, видя его основную цель в неиссякающей обоюдной любви.

Отлично, если представления об этом супругов с самого начала совпали. По другому конфликты в семье неминуемы, в особенности в острые, переломные, кризисные периоды домашней жизни, когда обнажаются и сталкиваются часто безотчетные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их обоюдные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не осязаемая в 1-ое время упоения жаркой и слепой любовью, значимость совмещения миропониманий, эталонов, интересов, ценностных ориентаций, установок, также личных и характерологических особенностей, напоминают о для себя в предстоящей жизни. Супруг и супруга обязаны иметь много точек соприкосновения. Обоюдное соглашение супруга и супруги должно превосходить некоторый средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается или недолгой, или начисто испорченной.

Интимно-личная адаптация заключается в достижении женами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совершенно не неотклонима.

Адаптация к домашней жизни подразумевает приспособление супругов и к новенькому для их статусу супруга и супруги, к связанным с ним ролям, также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг обоюдных схожих связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.

Чем отличаются дружные семьи от недружных? Сначала степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье равномерно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы супруга становятся интересами супруги, и напротив. В конфликтном браке последняя автономность 2-ух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов нередко противопоставлены, а процессы сближения 2-ух “Я”, взаимоотождествления супруга и супруги идут очень медлительно. Когда любовь меж женами равномерно потухает, не перебегает в крепкую брачную дружбу, не инсталлируются взаимопонимание, обоюдная психологическая поддержка, вырастает замкнутость и отчужденность. Иногда, нередко пропадает обоюдное почтение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и скапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые существенно превосходят положительные эмоции. Время от времени бывает, в особенности у юных пар, что вырастает непозитивная адаптация особо рода. Сущность ее — в лишнем привыкании супругов друг к другу и потере нужной дистанции, стыдливости, забвении брачной любви.

Осложняющим фактором может быть очень различие в умственном развитии, в уровне образования и культуры. В 1-ые годы брака это не так остро ощущается из-за юности супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексапильной удовлетворенности. Потом это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в умственном развитии может быть и крепким, если есть неплохой материально-финансовый базис, и сложились дела вместе, оба обожают малышей и т. п.

Семья выступает как главный соц институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексапильные потребности людей. Естественно, в обществе имеются и другие способности ублажения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексапильный опыт строго воспрещается (по очень мере для дам). Пуританские характеры, связанные с религиозными запретами и обширно всераспространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гете «Фауст» и мучения юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новейшей «философией брака». Сейчас вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексапильным связям относятся более чем терпимо.

Естественная убыль населения должна повсевременно воспроизводиться новыми поколениями, при этом предпочтительны на физическом уровне и на психическом уровне здоровые малыши. Выполнение этой принципиальной функции, без которой общество закончит существовать, возложено приемущественно на семью. При всем этом для общества принципиально регулировать рождаемость, с тем чтоб избежать демографических взрывов либо спадов.

Семья является главным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Конкретно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает познания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются базы формирования человека как личности, выясняются возможности, осуществляется выбор профессии грядущего работника. Основным методом домашней социализации является копирование детками моделей поведения взрослых членов семьи.

4-ая функция — ублажение потребностей человека в чувственном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сочувствии
Психиатры, социологи, юристы, преподаватели свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и мамы, почаще других подвержены соматическим болезням, психологическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные чувственные контакты с папой, матерыо, братьями, сестрами — актуально нужный элемент существования каждого, залог его психологического и духовного здоровья, жизнеутверждающего настроя и фурроров в жизни. В особенности принципиальна поддержка семьи в тяжелую для человека минутку, в актуальных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему агрессивным и только семья становится опорой и помогает совладать с ситуацией. Вину, стыд либо гордость за человека, обычно, делят все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи производит в разной степени физическую, экономическую и психическую защиту собственных членов.

Семья, обычно, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только лишь складываются определенный быт, стиль жизни, да и скапливаются вещественные блага, которые малыши получают от родителей в наследие, а потом передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному соц слою почти во всем определяет его судьбу человека.

Динамичность современного общества привела к изменениям такового обычного института, как семья. Во-1-х, налицо тенденция к понижению числа заключенных браков. Во-2-х, растет число разводов. В-3-х, вырастает число разведенных дам, не вступивших в повторный брак, и дам, имеющих внебрачных малышей. В-4-х, сильно много малышей воспитывается без 1-го из родителей. В-5-х, число людей, имеющих малышей, приметно миниатюризируется и наблюдается предстоящая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых отчасти разрушается свободой характеров.

Современные дамы имеют равные с мужиками способности в сфере бизнеса, что, очевидно, прогрессивно. Но схожая тенденция неизбежно изменяет нрав отношений в семье. А именно, ожидается, что зависимость малыша от родителей будет сведена к минимуму. Преждевременное взросление и выход «оперившихся» малышей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг дружке, что также оказывает влияние на нрав межличностных отношений меж поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пенсионеров, об инвалидах стала функцией мед учреждений, особых домов для престарелых, хотя члены семьи и сейчас как и раньше решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к докторам, дают согласие на операцию либо под свою ответственность выписывают хворого и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по соц обеспечению частично берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, отчасти поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким макаром, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некие из их (к примеру, функцию моральной поддержки членов семьи).

Какое будущее ждет семью? Означают ли перемены в домашней жизни, которые мы смотрим, что семья достигнула состояния глубочайшего распада и этот процесс необратим? Достаточно нередко спецами высказывается точка зрения, согласно которой обычная семья отошла в прошедшее и ее возрождение не предвидится. Но есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как общественного института она претерпевала бессчетные конфигурации, изменялись и как и раньше изменяются ее функции, формы брака. Но семья как малая ячейка общества всегда будет занимать особенное место посреди соц институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Очевидно, функции семьи будут изменяться, будет возрастать число форм семьи, возможно и повышение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

Таким макаром, семью можно рассматривать как малую группу и особенный социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и обоюдной моральной ответственностью. Семья — древная и более всераспространенная из малых соц групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, так как конкретно она сформировывает главные свойства человека и вводит его в мир соц отношений.